🐊Крокодилы и драконы на Руси. 🐊 Климат для проживания теплолюбивых крокодилов в русской равнине совсем мало подходящий, и кости их здесь не встречаются. Тем удивительней, наличие заметного количества интересных изображений или упоминаний этих хищных рептилий в источниках , артефактах разных периодов истории Руси. Для русской мифологии характерны образы змея и дракона, а не крокодила. Однако по некоторым данным такое животное или подобное ему было известно на Руси. В русском фольклоре сохранились следы древнейшего культа в образе крокодила. Старинный хронограф утверждает, что Волхов был лютый чародей, который в образе крокодила поселился в реке и всех, кто не поклонялся ему, топил и пожирал. По его имени река получила свое название, известное и в мужском, и в женском вариантах: Волхов и Волхова. По легенде, до создания в Великом Новгороде святилища Перуна в 983 году, на его месте находилось святилище некоего «коркодила». С языческим культом ящера возможно связаны заметные по количеству их изображения в Новгородской и Псковской областях - на стропилах домов, вёслах, шаманских бляхах, ручках ковшей. Очень реалистичные существа с вытянутой мордой и огромной зубастой пастью. В средневековых русскоязычных источниках неоднократно упоминаются крокодилы (слово встречается также в формах коркодил и кордил). Это слово следует понимать как обозначение некоего невиданного и страшного животного, похожего на дракона, которое ассоциировалось с нехристианским миром. Запись 1582 года в Псковской летописи: «... лето изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша». Поскольку в это же время умер сын Иоана Грозного, есть версия, что упоминания в Новгородской летописи о «коркодилах» в Пскове это всего лишь метафора, описывающая смерть сына царевича. Академик Рыбаков утверждал, что факт существования "русского крокодила" не вызывает сомнений, поскольку они оставили свои следы в топонимах многих рек и озёр Северо-Запада России. Только в окрестностях Москвы это — река Ящер, озеро Ящино, населённые пункты Ящера, Малая Ящера, а недалеко от Клина был даже Спасо-Каркодинный монастырь (ныне это село Спас-Каркодино). В "Записках о Московитских делах" составленных бароном Сигизмундом Герберштейном и опубликованных в 1549 году есть упоминания о крокодилах, обитавших на территории Беларуси и средней полосы России: "Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много язычников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами наподобие ящериц, с черным жирным телом. Люди с каким-то страхом благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище...». А в 1589 году английский дипломат Джером Горсей в книге «Записки о России» написал, что во время одного из его визитов в Россию неподалёку от Варшавы он обнаружил на берегу реки труп крокодила, убитого спутниками путешественника, и при попытке его изучить серьёзно заболел от смрадных и зловонных трупных испарений мертвого монстра и был исцелен сочувствием и христианской помощью, проявленной к нему, иноземцу , жителями близлежащей деревни. Косвенным фактом, подтверждающим наблюдения иностранных путешественников, могут быть детские игры, хоровые песни, а также пляски и приметы, посвящённые ящеру Яшке, распространённые в России и Беларуси и отражающие заметный пласт древнего фольклора. В формуляре второй половины XIX века, в котором описывалось имущество одной из белорусских церквей, упоминается о скелете крокодила: "..как вскрыли мы погребок церковный, так увидели шкилеты, древние очень, потому что уже не желтые были, а белые-белые. Один шкилет как будто мужчины, только росту огромного, другой — некий звериный, яко крокодилец. Лежали рядышком, а меж ними много кралей рассыпано".. -- Ни одного скелета крокодила, обитавшего в недавнем прошлом, в российских музеях нет. Нет ни одной народной сказки с участием крокодила, ни одной поговорки, присказки, загадки, скороговорки с упоминанием крокодила. Однако, на Руси знали о крокодилах. Откуда?! В средние века люди весьма бережно переписывали зоологические учебники античности, основой которых был Аристотель. Такие учебники на западе получили название "бестиарий", а в Византии "физиолог" ("Естествослов"), которые были краткими компиляциями античных знаний. Первый византийский "Физиолог" попал на Русь в XIII в., а возможно и раньше. Так русские люди познакомились не только с крокодилами, но и с другими реальными и фантастическими животными. Для наших предков ящер и змей, скорее всего, были одним и тем же животным. Только змей жил под землёй, а ящер под водой. Образ мифологического змея вполне мог слиться с образом заморского экзотического животного крокодила, стать отражением древнего мифологического божества Ящера.